Оперный театр. Одесский Национальный Академический театр оперы и балета


Оперный театр. Одесский Национальный Академический театр оперы и балета

Архив событий (452)

Адрес: пер. Чайковского, 1
Телефоны:
(048) 780-15-09
(048) 780-15-28
Чем доехать: Маршрутки: № 9, 117, 137, 145, 175, 220а, 221, 223
Троллейбусы: № 1, 9
Время работы: кассы 11:00 - 19:00, выходной — понедельник






Начало спектаклей в 12:00 и в 18:30
Билеты поступают в продажу за 10 дней до спектакля
Дети дошкольного возраста на вечерние спектакли не допускаются
В театр не допускаются зрители в спортивной и пляжной одежде, шортах, майках и вьетнамках

Из истории театра:
Здание первого в Одессе театра было построено по проекту известного петербургского архитектора Тома де Томона и открыто 10 февраля 1810 года. Это было белоснежное строение наподобие античного храма, обращённое фасадом к порту. Зал насчитывал 800 мест (на тот момент в городе проживали 12,5 тысяч человек).

Название «оперный» появилось в XX веке, а вначале театр именовался Городским. На его подмостках выступали знаменитые оперные певцы, труппы императорских и королевских театров.

Спустя 64 года после открытия Городской театр был полностью уничтожен пожаром. Строительство нового было поручено венским архитекторам Фердинанду Фельнеру и Герману Гельмеру, которые уже создали театры в Вене, Будапеште, Дрездене и других городах Европы. Проект Фельнера и Гельмера не был проработан в деталях, и сами зодчие в период строительства в Одессу не приезжали. Поэтому многое пересмотрели и усовершенствовали местные архитекторы Феликс Гонсировский, Александр Бернардацци и Юрий Дмитренко.

Театр был сдан 15 сентября 1887 года, а его открытие состоялось 1 октября 1887 года. Это было первое в Новороссийском крае здание, оснащённое электричеством и паровым отоплением.

На сцене театра пели Энрико Карузо, Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Соломия Крушельницкая, Антонина Нежданова. Танцевали Анна Павлова, Айседора Дункан, Екатерина Гельцер. Концертировали Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. Играли драматические актрисы Сара Бернар и Элеонора Дузе, итальянский трагик Эрнесто Росси. Дирижировали оркестром Петр Чайковский и Николай Римский-Корсаков, Антон Рубинштейн и Эдуард Направник, Антон Аренский, Александр Глазунов и многие другие.

Второй серьёзный пожар произошел в одесском Оперном 15 марта 1925 года после оперы Джакомо Мейербера «Пророк» – из-за неосторожного обращения с огнём. Пожар повредил зал, уничтожил сцену, декорации, костюмы. Пострадала нотная библиотека и занавес, на котором художник Франсуа Лефлёр изобразил сцену из «Руслана и Людмилы». Но уже

спустя год в театре возобновились спектакли, сцена получила новое техническое оснащение, были оборудованы два железобетонных занавеса, которые при необходимости отсекают сцену от зрительного зала и служебных помещений. Новый декоративный занавес был выполнен по эскизам известного театрального художника Александра Головина.

После Октябрьской революции одесский театр стал государственным, а в 1926 году получил статус академического.

В 1944 году театр чудом уцелел: фашисты планировали взорвать его при отступлении. Но 10 апреля на балконе здания был вывешен советский флаг – в знак освобождения Одессы от гитлеровских захватчиков.

Во время реконструкции театра 1996 – 2007 годов труппа оперного театра давала спектакли на сценических площадках действующих одесских театров, выступала на международных фестивалях в разных странах.

В 2007 году, в день открытия после реконструкции, одесский академический театр оперы и балета был удостоен статуса «национальный».

Об архитектуре:
В оформлении фасада и интерьеров театра элементы итальянского ренессанса и венского барокко, классического барокко и рококо, но все стилевые компоненты органично связаны и создают целостную композицию.

Парадная сторона театра выполнена в стиле венского барокко. Над фасадом высится скульптурная группа, изображающая покровительницу театрального искусства музу Мельпомену в колеснице, запряжённой четырьмя разъяренными пантерами (аллегория: лишь сила искусства способна покорить звериную дикость).

Венчают портик две скульптуры, воплощающие музыку и танец: слева – Орфей играет на кифаре кентавру, справа – муза танца Терпсихора обучает девочку своему искусству. На фронтоне портика римскими цифрами указаны несколько дат: в первой строке MDCCCLXXXIV-MDCCCLXXXVII – годы начала и окончания сооружения театра (1884-1887). Вторая строка содержит фразу «ardebat anno», что означает «театр горел» (речь идёт о пожаре 1925 года). Затем дата MCMLXVII (1967) и слово «restitutum» («восстановление») как напоминание о реставрационных работах в театре.

Центральный вход в театр украшают лепные воплощения комедии и трагедии. Слева изображен эпизод из трагедии Еврипида «Ипполит», справа – эпизод из комедии Аристофана «Птицы». На балюстраде здания расположены 16 фигурок путти (младенцев-амуров), каждая из которых уникальна и не повторяет остальные.

В круглых нишах верхнего этажа по фронтону здания установлены бюсты гениальных русских авторов – Александра Пушкина, Александра Грибоедова, Николая Гоголя и Михаила Глинки. Они олицетворяют поэзию, драму, комедию и музыку.

Зрительный зал Одесского оперного театра декорирован в стиле позднего французского рококо, украшен лепным орнаментом с тончайшей позолотой. Главный мотив – раковина в виде завитков различной формы. Рисунок орнамента нигде не повторяется.

Потолочный плафон разделён на четыре сегмента-медальона, расписанных художником Франсуа Лефлёром. На них изображены сцены из произведений Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится». В центре располагается большая люстра, поражающая обилием и изяществом ажурных деталей. Первый театральный занавес был расписан также Франсуа Лефлёром и изображал сцену из спектакля «Руслан и Людмила».

Нынешнее техническое оснащение театра отвечает самым современным требованиям. Сюда входят кондиционеры, автоматический режиссерский пульт, электронный регулятор художественного освещения с программируемой кибернетической установкой, компьютерное управление движением сцены, сложнейшая система противопожарного обеспечения. Размещение кресел в зале исключает наличие так называемых «слепых мест», а великолепная акустика позволяет доносить до зрителей даже шёпот со сцены.

Случайное фото Оперного театра:
Смотреть все фото сделанные в Оперном театре (389)
Добавить свои фотки сюда


Народный рейтинг
Звук 413
12345
Интерьер 460
12345
Цены 411
12345
Люди 400
12345
Обслуживание 391
12345
Музыка 439
12345
 
Последние 5 отзывов о Оперном театре:
vkontakteЛика Мальвинова3 мая 2017

продам 2 билета "ріголетто" во львовский оперный театр на 13. 05. 2017 г. ряд 1, цена 250 грн ***9973255 лика
vkontakteВіталій Сивоглаз6 мая 2017

Прочитал на «Таймере» 4. 05. 2017: Итальянские страсти, кровавая развязка и эффект присутствия: Одесская опера показала «Сельскую честь» и «Паяцев» в концертном исполнении. Актёры — тоже люди! Одесский национальный академический театр оперы и балета впервые представил в программе одного вечера оперы Пьетро Масканьи «Сельская честь» и Руджеро Леонкавалло «Паяцы» в постановке главного режиссёра Оксаны Тараненко. Штатная итальянка Таймера Мария Гудыма сидела в бенуаре. Снова возвращаются к одесским меломанам шедевры композиторов-веристов (от итальянского «веро», то есть истина), где главными героями становятся простые люди из низов, на сцене наряду с красивым пением раздаются полные страха или восторга возгласы, звучат рыдания… Всё это весьма соответствует одесскому темпераменту. Удаляясь для поединка, крестьянин Туридду (Олег Злакоман) и возчик Альфио (Иван Фляк) уходят через зал в фойе (воображение рисует разыгравшуюся между ними дуэль на коротких клинках, когда пиджак долой, чтобы намотать его на левую руку и прикрываться от ударов, цедя сквозь зубы колоритные итальянские ругательства в адрес соперника). А потом с душераздирающими воплями вбегает в зал одна из крестьянок, и ожидающие результатов схватки мама Лючия (заслуженная артистка Украины Елена Стародубцева) с почти невестой, роскошной красавицей Сантуццей (Наталья Павленко) и поблёскивающей лукавыми чёрными глазами блудной женой Лолой (Екатерина Цымбалюк) всё поймут… Первое появление Лолы состоится в одной из лож, также из ложи будет петь свою серенаду Коломбине в «Паяцах» Арлекин (заслуженный артист Украины Владислав Горай) — зрители оказываются в водовороте событий, и это повышает градус эмоций. Не секрет, что в Одесской опере уже проливалась кровь изменившей своему супругу актрисы-гастролёрши, и как раз во время исполнения «Паяцев», но было это при царизме, когда актёры горячо, вслед за оперными героями, стремились доказывать, что они «тоже люди». Сейчас в этом давно уже никто не сомневается, а с изменницей можно развестись и остаться добрыми друзьями. Оперные постановки — дело дорогостоящее, но чудеса, как мы уже не раз убеждались (вот «Дидона и Эней» тому примером, а также «Евгений Онегин»), можно творить и в рамках концертного исполнения, минимизировав затраты. Это удивительно, но хор (хормейстер-постановщик — заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко) и солисты, всё время находясь спиной к дирижёру (оркестр расположился в глубине сцены), поют так, словно перед ними зеркало, в котором можно увидеть каждый жест маэстро (дирижёр-постановщик — главный дирижёр театра, народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ). А вместо тщательно выписанных задников декорациями становятся видеопроекции, и в какой-то момент, когда площадь в «Сельской чести» оказалась обозначена углами и стенами старинных домов, у зрителей возник эффект присутствия… на Екатерининской площади, спиной к статуе Дюка. Очень похоже! Как будто публика слушает оперу на пленэре, но погодные условия не мешают, микрофоны не глохнут, да они и не нужны, всё отлично слышно… Художник по костюмам, Сергей Васильев, облачил хор в чёрные скромные одеяния, собственно, вся «Сельская честь» одета в чёрное, а вот с «Паяцами» по-другому: бродячая актёрская труппа приезжает в пёстром, для представления же и вовсе вынимает ярчайшие костюмы в духе комедии дель арте — у Коломбины лоскутное платье, как и у Арлекина, а зловещий Паяц в белом, он же мнит себя самым чистым, этаким ангелом смерти, готовым карать за измену… Первый персонаж «Паяцев», Пролог (заслуженный артист Украины Виктор Митюшкин), выйдет в строгом костюме, не в клоунском, как это часто бывает в оперных постановках, и это будет ещё одним аргументом в пользу того, что актёры тоже люди, которым не чужды разрушительные эмоции. Театр в театре, сцена на сцене — увлекательнейший приём, который никогда не надоедает и допускает множество воплощений. Переодеваются артисты к представлению, спускаясь в оркестровую яму, а сельчане-зрители занимают первые пять рядов и оттуда, уже спиной к залу, поют свои нетерпеливые реплики, ждут комедии, удивляются ссоре исполнителей, убеждают друг друга, что всё это по пьесе, а когда совершается убийство, ужасаются. Была в нашем театре более традиционная постановка «Паяцев», когда крестьяне, собравшись на представление, окружали повозку, на которой лицедействовали маски — совершенно не тот эффект. Концертный вариант куда выразительнее, коль подойти к задаче с выдумкой! Хореограф-постановщик Янина Киселёва придумала для Коломбины игривый танец, при помощи которого эта достоянная кисти Брюллова кокетка (Недда, она же Коломбина — Анна Литвинова) дополнительно дразнит своего муженька Канио, он же Паяц (Александр Шульц): «Со мною здесь сидел он, сидел на стуле этом…». Невзначай то ножку продемонстрирует, то покатое плечо, но становится ясно: плясать ей больше уж не придётся… Угрюмый ревнивец Канио в поисках какой-то своей правды зарежет в финале и жену, и полюбившегося ей крестьянина Сильвио (Гарри Гукасян), и потрясённый зал вздохнёт: пусть такие эмоции бушуют только в операх! Попасть в водоворот итальянских страстей можно на следующем спектакле, который состоится 13 мая. Автор: Мария Гудыма.
vkontakteВіталій Сивоглаз16 мая 2017

Прочитал на официальном сайте театра: "... у 2017 році заплановане проведення ремонту західного, частини центрального портиків, окремих елементів фасаду тощо. З метою якісного проведення ремонтних робіт театром у 2016 році заключено відповідну угоду з розробниками головного проекту реконструкції та реставрації будівлі театру УкрНДІпроектреставрація (м. Киів) на технологію виконання ремонтно-реставраційних робіт. Також фахівці вищезазначеної організації будуть здійснювати авторський нагляд за проведенням робіт впродовж всього ремонту. Відповідно до чинного законодавства адміністрація театру повідомила Міністерство культури України та уповноважений орган Одеської обласної державної адміністрації про початок робіт. Для виконання зазначених робіт театром у відповідності до технології виконання ремонтно-реставраційних робіт були придбані оригінальні будівельні матеріали фірми КЕІМ (Германія). Фарбування буде проводитися виключно з існуючим Паспортом фарбування фасаду театру, на підставі технології виконання робіт та під авторським наглядом УкрНДІпроектреставрація. Роботи проводяться відповідною службою, яка займається ремонтом та наглядом за будівлею театру та працівники якої мають відповідний фах та досвід у виконанні ремонтних та будівельних робіт. Адміністрація театру розуміє усю відповідальність щодо збереження пам’ятки архітектури національного значення та при виконанні ремонтних робіт дотримується передбачених чинним законодавством норм виконання будівельних робіт. " Ну что же, поглядим, нашли ли нужный колор?..
vkontakteВіталій Сивоглаз16 мая 2017

А вот одесситы очень обеспокоены! Евгений Сокольский Понедельник 15. 05 2017г. Спасите наш Оперный театр! Оперный опять покрываться желтыми пятнами, как два года назад, когда его стали красить в цвета, не соответствующие паспорту фасада. Тогда это безобразие удалось остановить. Как оказалось, не надолго. Сейчас опять все тихо продолжилось. Детали колонн со стороны Палерояля постепенно покрываются желтой краской. Оригинальные цвета, в которые они были окрашены после последней масштабной реконструкции-реставрации постепенно заменяются на яркий желтый, которого там никак не должно быть! Надо срочно остановить этих горе-маляров, пока они не испохабили весь Театр и вернуть ему цвет строго по паспорту фасада! Кстати, тумбы под фонарями тоже незаметно стали желтыми. Правда, пока не все. Со стороны Английского клуба желтого пока нет. С прошлого раза там остались только побеленные по-колхозному колонны. Хотя белыми они по паспорту не были. Достаточно посмотреть на те колонны, которые еще не успели "побелить".
vkontakteВіталій Сивоглаз21 мая 2017

Сегодня, 21 мая исполняется 125 лет со дня мировой премьеры оперы Р. Леонкавалло «Паяцы». Премьера оперы состоялась в Милане 21 мая 1892 года под управлением Артуро Тосканини.
Всего 19902 отзыва о Оперном театре

Для того что бы оставить комментарий авторизируйтесь
 

Театры Одессы:

Театральное пространство ТЕО
ОКЦ
Оперный театр
Украинский театр
Дом клоунов
Музкомедия
Театр на Чайной
Алохa театр
ЕКЦ Beit Grand
Болгарский театр
Буффон
Дом медработников
Дворец детского и юношеского творчества
ЭТО
Легче воздуха
Новый Театр
Одесский театр рок-оперы
Театр-студия Paradox
Русский театр
Спартак
ТеатрОК
Театр одесского разлива «Ланжерон»
ТЮЗ
Тур де Форс
Золотой ангел
Театр Перуцкого
Творческая Лаборатория Camerata
Театр "ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА"
Театр духовой музыки им. А. Салика
Одесский Театральный Лицей
Театр Натальи Прокопенко
Галереи
Арт-кафе
Активный отдых
Зимние клубы
Рестораны
Караоке
Кафе
Квесты
Кинотеатры
Концертные залы
Кофейни
Летние клубы
Пиццерии
Музеи
Суши-бары
Торговый центр
Театральные кассы
Для детей
Цирк, дельфинарий, зоопарк, спорт