Последние поступления в карман:
«Омаж Учителю» или «Учиться, учиться и учиться взаимодействовать»
Про приватність та публічність образотворчого мистецтва
У «Кромки моря»
Reider09Liason
Чингизиды в Киеве, в «Дукате»
OttoTamer
УТА-ВЕРЕ
Станислав Жалобнюк - художник и человек
Быт или не быт?
Холод, Ливни и Удача
 

Социометрия граффити

Социометрия граффити.

(описание, классификация и краткий инструктаж при попытках контакта с представителями субкультуры).

Покрытые вензелями и рисунками все мыслимые поверхности, а не только стены домов мы наблюдаем давно, что это граффити знают все. Но то, что это отдельная цивилизация большинство из нас даже и не подозревают. Граффити, в том числе одесские, суть феномен актуального искусства, т.е. более подвластные социальному, нежели эстетическому анализу.

Когда я, обозначая Одессу, говорю «мой город»; не «Украина», а «моя страна», то некоторые  пожимают плечами, считая это калькой европейских идиом, другие — что это далеко не так. А теперь настал мой черёд сказать: «Одесса и не ваш город», — он давно освоен иной цивилизацией. Наконец-то  настала пора открыть глаза мирным гражданам Одессы на действительность! Мутация продолжается, симбиоз уже практически произошёл, мы «ограффичены».

Всё то, что объединено в просторечии словом «граффити», обладает признаками цивилизации: особым способом производства, распространения, употребления и предназначения. Оная цивилизация подчиняется своим законам и обычаям (нерегламентируемым правилам), существует кодекс чести, иерархия… профессионализма. И неудивительно, что за без малого 40 лет своего существования она подарила миру громкие имена и гениев, но и породила кучу проблем: как их, граффитистов «встроить» в НАШ мир, одомашнить? Ответ дам сразу, дабы не мучить неопределённостью читателей: им это не нужно, им нужна только толерантность по отношению к ним и, возможно, в целом готовность принять доселе неведомое, но реально существующее. Ну, там, наряду с НАТО, Евросоюзом — реальной реальностью современного мира, не мифологию с мифософией о прекрасном красном прошлом.
ИХ причисляли поначалу к контркультуре, ныне субкультуре (андеграунду). Посвящённые теме исследования обширны, литература необъятна. Феномен подвергают исследованию социологи, антропологи, лингвисты, фольклористы, психологи. Выработалась классификация подходов, где в том числе имеются такие как эстетический, мотивационный, количественный, гендерный, превентивный, популярный.   Но как истинный арт критик берусь утверждать, что всё же это специфический вид современного искусства!

 Имена Жан-Мишеля Баскиа и Кита Хэйринга всенепременно присутствуют в сводных каталогах и учебниках по искусству ХХ века, их вклад — несомненен, их место неоспоримо. Они принадлежат всё той же цивилизации.

Все эти надписи, подписи, призывы и рисунки — ИХ язык, на котором они говорят между собой, через наши головы, который им одним и понятен. ИХ мир «утаємничений» — сокрытый, сокровенный и даже, в некотором смысле, сакральный. Особенность ИХ индивидуальностей плотно скрываема за анонимностью, системой «ников»-прозвищ. ОНИ оставляют «таги» (tag), подписи-символы, ну просто как собаки следы, едва не обнюхивая помеченную территорию. И появились граффити в своё время для обозначения территории. Следующим этапом в ИХ истории были пацифистские лозунги — стены пошли в ход в борьбе за правое дело. Тогда основой ИХ культуры был протестный рок с сильным поэтическим началом. На сегодня ОНИ в своём большинстве — рэпперы. Но одесситы — всё же «рокешники» и «кислотники» (субкультура «техно»), со всеми полагающимися «причандалами» и заморочками. Следует понимать, что ходят, одеваются, цитируют образцы рок культуры. Разговаривают на тарабарском языке, обильно используя слэнговые (перекрученные) английские словечки. ТВ не смотрят, в интернете сидят, ему и верят. Да, если в городе вам встретится молодой человек с длиннющей лестницей, это не говорит о том, что он монтёр или строитель, это истинный граффитист отправляется на покорение следующей в иерархии ИХ ценностей высоты — в прямом смысле.

Дойдя до определения «истинный» поведаю вам, что тут вступает в силу закон об истинности и симуляции. Ведь, воспроизводя внешне рисунок, надпись, но имея смутное представление об ИХ ценностях и задачах существования, симулянты, как провокаторы нарушают многие табу: нельзя писать на стенах исторических памятников (привет городским и всеукраинским властям — в каком бы состоянии они не были!), на свеже ремонтированных. А вот «круто» писать на труднодоступных, желательно далеко видных местах. Особую остроту, эсктремальность («фишка») придаёт этому творчеству постоянная угроза быть застигнутыми врасплох, схваченными, что заставило выработать целую систему безопасности (их тропочки в чужом мире).

Приходится иметь дело и с «саботажем», когда группа новоявленных граффитистов записывает все работы сплошняком, «всё убивают». Называют таких «потойными» (toy) — чужаками, аматорами. Подобными чёрно-белыми мишками, чайниками покрыта большая территория центра, это стиль «бомба» — создаётся быстро, занимает большую площадь, а говорит, с точки зрения продвинутых, «спецов», мало о чём — о себе. Хотя — хотя, по закону, они и делают только друг для друга, для внутреннего пользования.

Писать ЧТО? Вот это и есть смысл их бытия и причина обособления — о своих пристрастиях, увлечениях — ценностях, которые недоступны пониманию взрослому миру. Пойди расспроси о чём они говорят? Н-да, кабы могли сказать, то сказали бы, а то и «а какой смысл говорить?» (нужна тайна, сакральность, обособленность). Хотя, наверное, попытки  приручить ИХ плодотворны, достаточно вспомнить этого года данс перформанс французской группы «Кафиг»…

Мне лично была дана индульгенция (со мной общаются, отвечают иногда терпеливо на мои, с их точки зрения, дурацкие вопросы), но «народ имеет право знать своих героев», если не в лицо, то по «никам». К местным классикам присляемы Yako, Webs, Kado (мой герой!), Муня, Пчела, Глюк, группа WCR (читают как «Вэ Цэ эР») и ветераны — работающие более 5 лет группа «ФБР». В центре их творения сохранились под мостом на улице Греческой, пару работ  обнажились после сноса соседних домов на невероятной высоте, сделанные с крыш на глухих стенах.

Есть ли специфика сугубо одесская в этих творениях? Сказать сложно, так как, граффити — искусство интернациональное, да и вообще, к подлинному искусству неприложим критерий национальный или местный, но колорит, безусловно имеется. Как у этой, такой вкусной «колбасы»! А эти изуверские, никак не могущие намножится вдоволь «ленины»!

Поясняю, шрифт почти всегда присутствует, но слова, литеры смысловой нагрузки сами по себе не несут — «мессидж» содержится в символе как целом. Остроту придаёт ИХ творениям и то, что они недолговечны, их часто закрашивают по разным причинам, т.е. их работы создаются не «на века». Ценность в самом акте высказывания, что однозначно относит граффити к  актуальному искусству.
Современное искусство, объединяя в себе перечисленные в начале материала подходы, подтверждает ценность граффити как социального феномена, так как ИХ искусство обладает всеми необходимыми признаками и способами воздействия, а иногда и взаимодействия с городской средой и нами с вами! Красиво ли это? Иногда, да! Однако критерий красоты не работает в сфере актуального искусства.
Уходя от ненужной описательности или попыток толкования, хочется, и в этом пафос данной статьи, чтобы мы все прекратили относится к граффитистам как НИМ. Прекратили относиться к нестандартному, непривычному как чуждому и наконец-то потихоньку начинали жить в современном, актуальном мире. Начинали учиться видеть, чувствовать и стараться понимать окружающее нас.
Ута КИЛЬТЕР

P. s. Моим гидом и проводником был ветеран искусства «стрит арт», в том числе и граффити, Kado, без терпеливого пояснения и некоторого даже посвящения в святая святых Цивилизации этот материал был бы невозможен.
 


Ута Кильтер



Форум * Форум today.od.ua * Социометрия граффити
Dast [9 мая 2008]
Статья мне понравилась и я полностью соглашаюсь с тем, что это исскуство. Но не всё, что написано на стенах - граффити. Если там написано "гаддя лон" или рекламируют какую-то партию и что-то в этом роде, то это вандализм. Из-за вот таких пр№%;№%ов люди плохо относятся к райтерам и всячески пытаются им препятствовать и ненавидеть. Или еще всяких новичков которые даже не знают что это такое а уже берут в руки баллон или маркер и пишут всякую фигню. Пусть с начала порисуют на бумаге пол годика а уже потом рисуют балонами
Восхищённый читатель [19 июля 2009]
А я считаю, Ута --- лучшая! Это не только человек, в статьях которого уникальным образом втиснут весь словарь иностранных слов, но и, как мы видим, эти тексты --- поток чистого, ничем не замутнённого сознания. Ута, жги ещё!
Бенцион [10 сентября 2009]
Ута плотно курит афганку и не ведает о чем пишет. По ТВ ее комментарии хотя бы звучат забавно из-за манеры повествования)
Укажите ваш е-мейл, мы сообщим об отзывах когда их кто-то напишет здесь: